Нашествие импортных кассет в СССР (вспомним как это было)

Автор Мэтроскин, июля 23, 2011, 20:12:10

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Мэтроскин

Это было просто чудо! В стране где постоянно был дефицит аудиокассет... Да какой там аудиокассет! Дефицит всего! То стержней для шариковых ручек днём с огнём нигде не найдешь. То зубной пасты. Ну туалетная бумага это вообще что-то такое очень трудноуловимое. Систематически какие то товары на время совсем пропадали. В том числе и аудиокассеты. Естественно только отечественные. Других в свободной продаже не было. Их привозили те кто ездил за границу, ну или у спекулянтов покупали, а также в магазине "Берёзка" , но естественно не за обычные деньги. И вот! Точное время появления я уже не помню, могу ошибиться. Но по моему в конце 1981 года на прилавках магазинов появились первые импортные аудиокассеты - ORWO K 60. Они были получше чем советские. Ну и стОяли подороже. Аж 6 рублей 50 копеек. Народ их раскупал моментально. Но их было много. Их постоянно подвозили, и это уже удивляло. Наши на 60 минут к тому времени подешевели до 4 рублей (первые МК 60-1 стояли 5 рублей 25 копеек). А через полгода стали говорить что везде начали продавать SONY CHF 90 и TDK D 90. Я не верил. Пока сам не купил SONY. Через месяц, а может и два появились жёлтые BASF LH extra 90 и красные AGFA FeI ferrocolor hd 90. А потом уже я и не помню в какой последовательности появлялись новые импортные 90 минутные кассеты. Но где то ещё два - два с половиной года, в продаже свободно лежали DENON DX1 90, MAXELL LH 90, JVC dynarec F1/90, в одном магазине были PHILIPS SQ C-90, ну и появившиеся раньше всех TDK D 90 и BASF LH extra 90. А вот SONY CHF 90, пропали почти сразу. Это было в Москве.
Ну а потом снова всё пропало. Но эти два-три года огромного изобилия и доступности 9 рублёвых импортных качественных кассет - были раем для всех любителей музыки имеющих кассетные магнитофоны.
Позже, к середине 90-ых доступность и ассортимент аудиокассет были ещё больше, но тогда это уже никого не удивляло. В это время уже импортные товары не были чем то далёким и фантастическим.
Вот такие у меня воспоминания о том времени. Интересно послушать воспоминания других и по обсуждать, кому какие кассеты того времени продаваемые в советской торговле больше нравились.

Мэтроскин

#1
Кажется я в первом посте ошибся с ценой ORWO K 60. Вроде бы они ровно 6 рублей стояли, а не 6 рублей 50 копеек.

Killovatt

#2
По-моему их к олимпиаде-80 закупили, кассеты я имею ввиду.

Мэтроскин

#3
Нет, я точно помню что импортные кассеты позже появились. Хотя может быть Orwo из восточной Германии и продавались уже и в 80-ом. Но остальные, точно позже. К олимпиаде закупили много импортных качественных товаров, промышленных и продовольственных. Но появление аудиокассет я бы запомнил. Изобилие товаров в полупустой Москве без очередей, мне запомнилось свободной продажей нарезанного финского сервелата и салями, фруктовых соков Marli в маленьких пакетиках с соломинкой (это было во всех продуктовых магазинах), Пепси-колой и Фантой в бутылках, а также Пепси-колой, Фантой и Кока-колой, в разлив, в фирменные пластиковые стаканчики в красивых новых палатках.

Killovatt

#4
Утверждать не берус, т.к. мелкий был еще  :senile:

Петрович

У меня первые 2 кассеты появились в районе 85-86гг Denon DX1/90 черные, до сих пор живы... по 9р. Больше предки не дали бабла :) я тогда еще школьником был.

Есть версия что кассетное изобилие нам обеспечили то ли поляки толи венгры, они нам его на бартер поставляли.

Найду ссылку на этот материал, закину тогда сюда.


Петрович

Появление аудиокассет и кассетных магнитофонов в СССР пришлось на мой подростковый возраст. Вот, казалось, совсем недавно я экономил на школьных завтраках, чтобы купить лишнюю катушку магнитофонной ленты, как на советский музыкальный рынок ворвались аудиокассеты, а также переносные кассетные магнитофоны на батарейках.
Филофонисты, обладатели хороших стационарных катушечных магнитофонов, смотрели на кассеты с презрением. Это был явный шаг назад в плане качества звука. А вот переносные катушечники, например, такие как «Орбита-1», «Комета-206» и т.п., были в одночасье похоронены. И поделом – своим обладателям они приносили больше беспокойства, чем удовольствия.





Забавно, но действительно качественных переносных кассетников так и не появилось у советской промышленности. Были удачные брэнды, за которыми охотились покупатели. В первую очередь это, конечно, линейка кассетников «Весна». За свои деньги они давали приличный в своем классе звук и довольно хорошую надежность. Позже появились неплохие клоны «Весны», такие как «Ритм» и в особенности «Соната». За надежность также ценилась линейка «Электроника», но сколько мне их не приходилось видеть, все они страдали глуховатым звуком при записи. Впрочем, речь не о магнитофонах, а о кассетах.

На территории Совка властвовала одна марка аудиокассет – это ордена Ленина, медали Сутулого знаменитые кассеты МК-60. Название расшифровывалось незатейливо – магнитофонная кассета длительностью 60 минут. Сделаны они были на основе оксида железа, и их качество оставляло желать лучшего. Стоили 4 рубля за одну кассету. Изредка попадались кассеты на основе хрома, они были заметно более высокого качества и дороже стоили. Впрочем, цена тут роли не играла, так как в руках мне их приходилось держать, и даже пару раз делать на них записи по просьбе счастливых обладателей этих кассет, но вот в продаже я их не встречал ни разу.

БЕГ ЗА СЧАСТЬЕМ

Впрочем, и за обычными аудиокассетами МК-60 приходилось побегать, в советских магазинах свободно они продавались совсем недолго. Когда я купил свой первый кассетник, то очень быстро мне стало не хватать той единственной кассеты, что прилагалась к магнитофону. Выкрутился я следующим образом: в течении недели ездил к открытию торгового центра, и когда двери магазина открывались – бегом бежал к прилавку.
Тут следует объяснить почему бегом. Дело в том, что в СССР товаров на всех не хватало, соответственно дефицит рождал коррупцию (причем поголовную) в сфере торговли. Помните Диму Семицветова из фильма «Берегись автомобиля», его роль гениально сыграл Андрей Миронов. Этот Дима зарабатывал тем, что перепродавал дефицит. В фильме это показано упрощенно, но примерно так оно и было. Когда товар поступал на склад магазина, то дирекция магазина и товаровед решали куда можно «двинуть» партию товара подороже, например, перекупщикам-спекулянтам. Остатки, если таковые имелись, делились продавцами – низовым звеном коррупционной цепочки. Что касается кассет, то такой мелочью директора и товароведы брезговали, продавцы брали себе не так много (только всем родственникам и знакомым), просто аудиокассет делалось недостаточно. И тем не менее кое-что перепадало и покупателям.
Итак!
1. Кассеты привозили в магазин не каждый день.
2. Большинство советских граждан ждали открытия в надежде разжиться чем-то более серьезным, например, цветным телевизором популярной марки.
3. Двери в магазине обычно открывали строго синхронно, поэтому оборону надо держать у той двери, которая ближе к отделу, где продаются аудиокассеты.
4. Надо быстро бегать.
В этот раз мне повезло, прибежал я где-то десятым. Поэтому на все имеющиеся 20 рублей купил пять новеньких аудиокассет МК-60 производства «Свема».

Кассеты просуществовали у меня недолго. То ли ролики в кассетах были кривые, то ли лента нарезана неровно... в общем, после одного-другого прослушивания, лента в них заклинивала. Кассеты приходилось «разминать», постукивать, но и это не всегда помогало. Решение было найдено такое: кассеты разбирались (точнее разламывались вдоль, так как советская промышленность половинки аудиокассет склеивала, а не скручивала болтиками, как принято во всем мире), по бокам вставлялись маленькие пластинки, чтобы увеличить толщину кассет, а потом аудиокассеты склеивались изоляционной лентой. Смотрелась такая кассета жутко, но какое-то время еще работала.

Но этим не исчерпывалось низкое качество советских аудиокассет. Пленка в кассетах часто «сыпалась», то есть осыпался рабочий слой, забивал головки. Кассета начинала скрипеть. Часто деформировался или вообще отваливался прижимной механизм аудиокассеты. Тогда его пытались делать самостоятельно, а иногда просто вместо него напихивали ваты.





РАЗМАГНИТИТЬ АННУ ГЕРМАН

Самое главное неудобство кассет производства СССР – они были длительностью 60 минут, при этом музыкальные альбомы обычно звучали 45 минут, иногда 90 минут. Проще говоря, кассеты длительностью 60 минут никак не подходили под нужные записи. А если учесть, что еще они были дефицитом...

К счастью, в СССР еще продавались готовые кассеты с записью. Не те, что можно было купить в студиях звукозаписи, а те, что продавались в магазине. Это кассеты МК-44. Длительность – 44 минуты. Обычно на них записывались те же песни, что можно было свободно купить на грампластинках, но дешевле. А сами эти кассеты за счет записи стоили дороже аналогичных чистых кассет.

Что приходилось делать? А очень просто – в отсутствии нормальных аудиокассет, покупались вот эти самые кассеты с записью, оригинальная фонограмма стиралась, а поверх записывалось то, что нужно. Эти кассеты были в продаже почти всегда, так как брали их неохотно из-за относительно высокой цены (имеется ввиду из расчета на минуту записи). Был у этих кассет и еще один плюс – они практически никогда не заклинивали в магнитофонах, видимо, потому что в них использовалось меньше магнитофонной ленты, либо лента была более толстой.
Все это было так по-советски: сделать кассету, записать на нее музыку, сделать к ней худо-бедно сносную полиграфию со списком песен и пустить в продажу, чтобы затем запись стерли, а список песен зачеркнули. Так и записывались, а затем размагничивались в массовом порядке записи Анны Герман, Льва Лещенко и многочисленных вокально-инструментальных ансамблей.





СПАСИБО ПОЛЯКАМ ЗА НАШУ СЧАСТЛИВУЮ МОЛОДОСТЬ

В один прекрасный день случилось невероятное – практически в один день в магазинах СССР появились импортные аудиокассеты. Да еще какие! От девяностоминутных «Сонек» и «Денонов» ломились полки. Сначала их покупали целыми блоками! На них записывали только самое дорогое и близкое сердцу советского гражданина – зарубежную музыку и русский подпольный блатняк. А потом советские МК-60 просто «умерли» для нас. Их перестали покупать. Совсем. Когда поняли, что японские аудиокассеты – это всерьез и надолго. До этого импортные аудиокассеты можно было купить только у спекулянтов по 25 рублей за кассету. Сейчас эти кассеты свободно продавались по 9 рублей. Оказалось, что со спекулянтами бороться легко, надо только победить дефицит.

Откуда появились эти аудиокассеты на территории СССР, да еще в таком количестве? Как ни странно, по этому поводу я слышал не множество слухов, как это обычно бывает, а только один, но из самых разных источников. И знаете, я склонен ему верить, думаю, что так оно и было. Хотя пусть каждый сделает вывод для себя самостоятельно. А слух был такой.

Польша традиционно закупала импортные товары и причем помногу. Но тут появился профсоюз «Солидарность», по стране прокатились забастовки, которые заметно подорвали экономику страны. И тогда Польша обратилась к руководству Советского Союза: «Мы тут контрактов кучу подписали, товаров импортных поназаказывали, а оплатить после всего этого не в состоянии. Перекупите наши контракты.». И СССР помог братской социалистической Польше. А на нашу Родину хлынул поток импорта, в том числе и аудиокассет. Как сейчас помню ряды американских сигарет в каждом продуктовом магазине. В музыкальных магазинах стопки импортных аудиокассет, за которыми нет очереди!!! Восемь видов фирменных джинсов в галантерейном магазине и ошалелый взгляд продавщицы, как бы говорящий: «Как же так? За что? Как жить без дефицита?». Ее можно понять, поступить в торговый институт было сложнее и престижнее, чем в любой технический ВУЗ.
Вот так польский пролетариат боролся за счастье советского человека.

Виктор Золотухин

Andrew Neucore

Эхх, найти бы сейчас пару магазинов с ломящимися полками кассет по 9р  :beer: Петрович, спасибо за статью!
她是我的夢想

Александр Гуров

Я кассетами начал интересоваться до их массовой продажи и насколько помню первой в продаже появилась АГФА в каком-то магазине на Кутузовском, слух моментально по интересующимся разлетелся. Да и в остальных магазинах первая начала она же появлятся и вобще была самая массовая, в любом сельпо в Подмосковье лежала. Появились они примерно в 83 году, может чуть раньше, я  точнее не помню.

Killovatt

А моя первая кассета в личном пользовании (а не старшего брата) была Maxell LH

Петрович

Я тут вспомнил как первую свою деку покупал в 89г ... несколько месяцев атаковал по тел. магазин электроники на Смоленской улице, но все таки я добился своего :)

Давка была пипец... Я вот только не помню, толи уже тогда ничего не было на прилавках, то ли мне очень хотелось купить Новую модель Маяк 240С у моего серийный номер 280, опытный :)

Я помню в том магазине как музей был, те. там всегда оставались на витринах рабочие образцы, но их не продавали, так что приятно было зайти поглазеть :)

Killovatt

Цитата: Петрович от сентября 16, 2011, 00:57:41
Я тут вспомнил как первую свою деку покупал в 89г....
а у нас была электроника 203С стерео, год не помню точно, 80-е, а потом старший брат где-то по блату через военторг купил нашу первую кассетную деку маяк 241с, с крутым дизайном! Стояла на телевизоре, да-да именно на телевизоре, в то время телевизоры были как тумбы, на них спокойно умещались деки. Кстати все кто заходил в гости и видя какую-то приставку на телеке, удивленно-восторженно спрашивали" "Вы чё видак купили!?!? Некоторым говорили типа да, но почти никто не верил, потому что видак по тем временам купить, что сегодня английский клуб "челси"!!!  ;D

thunder

Цитата: Killovatt от июля 24, 2011, 20:26:51
По-моему их к олимпиаде-80 закупили, кассеты я имею ввиду.

Цитата: Мэтроскин от июля 24, 2011, 22:03:18
Нет, я точно помню что импортные кассеты позже появились.

А кто видел/имеет "подарочные" наборы TDK с олимпийской символикой?

Killovatt

ну конечно видели, вот они:



фото Сергея Фарроса